Социальный фонд направляет страхователю требования, а страхователь в ответ обязан в нужный срок предоставить запрашиваемые данные. Если опоздать, можно получить штраф. Рассказываем, как работать с требованиями Фонда в Экстерне.
С 1 ноября 2022 года СФР (ФСС) начал рассылку требований в электронном виде. Документы, которые ведомство может направить страхователю, перечислены в Приказе СФР от 30.05.2023 № 931:
- требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов;
- решение о взыскании;
- акт проверки;
- решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
- решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
- требование о представлении документов;
- решение о возмещении излишне понесенных расходов;
- требование о возмещении излишне понесенных расходов.
Согласно Приказу страхователи, которые имеют в штате более 10 человек и обязаны отправлять раздел 2 формы ЕФС-1 через интернет, должны обеспечить прием требований от Фонда. Чтобы работать с требованиями, организации нужно подключиться к социальному электронному документообороту — СЭДО.
На все требования нужно отправить квитанцию, это можно сделать через СЭДО в Экстерне. Так же можно ответить на требования о представлении документов. Срок ответа — 10 рабочих дней с момента получения документа.
Если игнорировать требования, можно получить штрафы и санкции согласно Федеральным законам от 24.07.1998 № 125-Ф3 и от 29.12.2006 № 255-ФЗ. Например, штраф 200 рублей за каждый непредставленный документ. Отказ страхователя от представления документов в нужный срок будет признан правонарушением и повлечет за собой ответственность, предусмотренную ст.19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
На остальные виды требований нет ответа через СЭДО. Сроки ответов будут указаны в самих документах. Для требований об уплате — совершите платеж до указанного срока. По другим видам требований свяжитесь с инспектором Фонда.
В мае 2025 года СФР начал направлять страхователям новые виды требований:
- решение о взыскании штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах банка (иных кредитных организациях);
- решение о зачете суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов;
- решение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов.
Эти требования носят информационный характер, и на них не нужно отправлять квитанцию.
Рассмотрим порядок действий для того, чтобы взаимодействовать с Фондом по требованиям.
Как подключиться к СЭДО
Чтобы подключиться к СЭДО в Экстерне:
- На главной странице сервиса выберите пункт меню «Реквизиты и настройки» → «Реквизиты плательщика» → «Настройки СФР».
- Укажите единый регистрационный номер СФР, по которому хотите получать документы из Фонда.
- Поставьте галочку в строчке «Получать требования, справки о расчетах и документы по проактивным выплатам через СЭДО».
Страхователи, которые не обязаны отправлять сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний электронно, тоже должны подключить организацию к СЭДО с 1 января 2024 года.
Если нужно, воспользуйтесь инструкцией.
Как посмотреть требования
После оформления подписки на СЭДО требования начнут приходить в Экстерн в фоновом режиме, как и документы по проактивным выплатам. Все входящие требования можно посмотреть в разделах сервиса:
- «СФР» → «Требования» → «По пенсионному страхованию» или «По социальному страхованию».
- Вкладка «Требования» на главной странице → «Все требования» (в списке будут документы ФНС и СФР).
В списке вы увидите информацию по требованию: номер, вид документа, дату получения, срок отправки квитанции, код контролирующего органа. Документы, которые еще не открыли и не просмотрели, Экстерн покажет жирным шрифтом.
В окне просмотра требования можно скачать документ или оставить к нему комментарий. Если при получении возникла ошибка, Экстерн покажет статус «Не удалось загрузить документ» и даст возможность загрузить требование заново — в окне будет кнопка «Повторить загрузку» по аналогии с документами по проактивным выплатам.
Как отправить квитанцию
Все страхователи должны отправить в ответ на требование квитанцию подтверждения получения требования. Время на отправку и последующие действия отличаются. Подробности в таблице:
Страхователи, в отношении которых Федеральным законом № 27-ФЗ не предусмотрена обязанность представлять сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование | Страхователи, в отношении которых Федеральным законом № 27-ФЗ предусмотрена обязанность представлять сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование | |
---|---|---|
В какой срок нужно отправить квитанцию | В течение 1 рабочего дня после получения требования. Срок ответа будет считаться с даты отправки квитанции. |
В течение 6 рабочих дней после получения требования. Срок ответа будет считаться с даты отправки квитанции. |
Что будет, если квитанцию не отправить | В течение 3 рабочих дней Фонд отправит требование на бумаге. Срок ответа на требование будет считаться уже от получения этого документа. |
СФР будет считать, что требование получено на 6 рабочий день и срок ответа будет рассчитываться от 6 рабочего дня. |
В списке требований Экстерн покажет, до какого числа включительно нужно направить квитанции. У каждой даты в списке требований вы увидите статус документооборота:
Этап документооборота | Статус |
---|---|
Требование получено, квитанция еще не отправлена, срок для отправки еще не истек | Подтвердите получение до даты |
Наступил последний день срока отправки квитанции | Подтвердите получение сегодня |
Квитанция отправлена | Получение подтверждено |
Пришел результат из СФР — Фонд принял квитанцию | Получение подтверждено |
Пришел результат из СФР — Фонд не принял квитанцию | Подтверждение не принято |
Если квитанция не отправлена в срок, в строке требования останется только дата получения, а кнопка «Подтвердить получение» будет скрыта.
Чтобы отправить квитанцию, нужно:
- кликнуть на нужное требование в списке — откроется окно просмотра требования;
- нажать кнопку «Подтвердить получение».
Как ответить на требование
Чтобы ответить на требование о представлении документов, нужно:
- открыть окно просмотра требования;
- нажать кнопку «Подтвердить получение», если она отображается. Если кнопки нет — переходите к следующему пункту;
- нажать кнопку «Ответить»;
- в открывшейся форме посмотреть перечень документов, которые нужно отправить в фонд — Экстерн покажет их в блоке «Запрошенные документы»;
- нажать кнопку «Загрузить файл» — файл должен весить не более 4,7 Мбайт и не быть исполняемым. В одном файле может быть один или несколько документов.
При необходимости заполните необязательные поля по загруженному файлу:
- количество документов в файле (если документов несколько);
- комментарий для СФР;
- номер, дата документа.
Также можно загрузить пояснительную записку в блоке «Сопроводительное письмо».
После загрузки документов нажмите «Проверить» → «Перейти к отправке» → «Подписать и отправить».
После отправки ответа в окне требования появятся отправленные документы. Там же можно увидеть положительные и/или отрицательные результаты документооборота, а также сообщение об ошибке, если загрузка документов не удалась.
Если из Фонда пришел отрицательный результат или ошибка, нужно устранить замечания и направить непринятые документы повторно: в правой колонке в окне документооборота найдите требование, нажмите на него — вновь появится кнопка «Ответить».
Если нужно продлить срок ответа на требование о представлении документов, страхователь должен направить письменное обращение в территориальный орган СФР (Федеральный закон от 24.07.1998 №125-ФЗ). Для этого свяжитесь с инспектором Фонда.
Как работать с требованиями в многопользовательском режиме
В многопользовательском режиме каждый пользователь видит только свои комментарии к требованиям и отправленные ответы. Администратор видит все комментарии и ответы всех пользователей при выбранном фильтре «Все пользователи».
Если сотрудники работают в группах, то члены группы видят только комментарии к требованиям и ответы, отправленные всеми участниками группы. Администратор в групповой работе также видит комментарии всех групп и все отправленные ответы при фильтре «Все пользователи».
Уведомления по требованиям
На главной странице Экстерна вы увидите уведомления о поступивших требованиях и ошибках получения требования, а также уведомления о принятии ответов.
Также вы можете настроить уведомления на почту и телефон по следующим событиям:
- поступило требование из СФР;
- отказ в приеме ответов на требования.
Таблица требований
Контролировать поступление требований и сроков на них можно с помощью Таблицы требований.
Источник: https://www.kontur-extern.ru/info/37496-kak_rabotat_s_trebovaniyami_fss_v_eksterne